20.02.2018

От магазина на углу до торговой империи: как компания Couche-Tard завоевывает мир

Alimentation Couche-Tard, международная корпорация с канадскими корнями, начинала свою историю в 1980 году с единственного dépanneur: так в Квебеке называют небольшие продуктовые магазины, которые продолжают работать и поздно вечером, когда крупные супермаркеты уже закрыты. Сегодня Couche-Tard — это 15 тысяч торговых точек в обеих Америках, Азии и Европе, и в этом году компания выходит на российский рынок. Рассказываем о том, кто основал международную корпорацию и как Couche-Tard планирует покорять Россию.

Отец-основатель

Алан Бушар, один из ведущих международных экспертов в сфере розничной торговли, долларовый миллиардер, 11-й богатейший житель Канады и основатель Alimentation Couche-Tard Inc. — классический пример self-made man, который построил международную корпорацию исключительно благодаря своим предпринимательским навыкам и чутью. Его отец Жан-Поль Бушар тоже был бизнесменом — владел компанией по строительству дорог, но обанкротился, когда Алану было 10 лет. Семья переехала в дешевый сборный дом, шестерыми детьми стала заниматься мать, отец пропадал на трех работах. Помня о том, какой была жизнь до банкротства, Бушар-младший твердо решил, что тоже займется бизнесом.

«В десять лет я мечтал о том, чтобы иметь большое здание с большой буквой “Б” на фасаде. “Б” для “Бушара” , — говорит предприниматель. — Это была детская мечта, и я долго ее воплощал. Я хотел построить что-то мощное, поэтому не хотел рисковать и потерять все, как это сделал мой отец в свое время. Мне часто требовалось убедиться, что мы рассчитываем риски и развиваемся в управляемом темпе. Иногда мне все казалось слишком медленным. Но терпение — большое достоинство в бизнесе» .

Серьезную карьеру Алан начал в 19 лет в магазине молочных продуктов Perrette. Начав с позиции продавца, Алан со временем занял место управляющего, затем ему стали отдавать самые проблемные точки, и уже в 24 Алан стал директором округа и превратил компанию в крупную региональную торговую сеть из 80 розничных магазинов. Очень скоро он пришел к мысли о том, что «перерос» текущее место работы и перешел в Provigo, где занялся разработкой новой концепции розничной продуктовой сети Provi-Soir. Так же, как и на предыдущем месте работы, Бушар пошел по карьерной лестнице стремительно вверх и стал вице-президентом нового подразделения компании Provigo.

Проницательность и амбиции привели Бушара к мысли о том, чтобы самостоятельно выступить в роли розничного торговца. Свою первую собственную торговую точку он основал в Лавале (Квебек, Канада), и открытие магазина Couche-Tard стало первым в череде успешных решений — смелых поглощений, выгодных сделок и перспективных партнерств.

Бурный рост

Чтобы лучше понимать, в чем успех стремительного роста Couche-Tard, нужно лучше представлять сопутствующую обстановку. Средний житель Северной Америки совершает значительную часть своих покупок в «магазинчиках на углу» — по некоторым оценкам, доля розничной торговли в этом секторе достигает 40%, — а на семидесятые-восьмидесятые приходится золотой век подобных торговых сетей, которые активно открывали новые точки. Perrette и Provi-Soir захватывали рынок в Квебеке, в Онтарио росли сети Becker’s и Mac’s, и сеть Couche-Tard могла бы стать всего лишь одной из многих, если бы не чутье и богатый опыт полевой работы отца-основателя. Бушар-продавец понимал, как найти подход к покупателю, Бушар-менеджер — как правильно обустроить магазин и управлять командой.

«Все дело в том, чтобы экспериментировать, перемещать продукты, добавлять новые на стойку и полки. В Perrette мне разрешили заниматься магазинами, которые считались потерянным делом, которые собирались закрывать. Иногда в этих магазинах царила жуткая антисанитария, и я их всегда сначала очищал, все дезинфицировал, можно сказать спасал их», — рассказывает Алан Бушар.

Через пять лет у него было уже 11 магазинов, работающих под общим брендом Alimentation Couche-Tard, через десять лет их было 34, а к 1995 году — уже больше 300. Сеть активно расширялась за счет того, что Бушар приобретал сети конкурентов. В 1987 году Бушар приобрел сеть 7 Jours, с 1990 по 1999 — Mac’s/La Maisonnée, Silcorp Limited и своих бывших работодателей Perette и Provi-Soir (вместе с логотипом — подмигивающей совой). На первый план выходит Бушар-бизнесмен, который не боится принимать смелые решения.

«Худший совет мне тогда дал мой банкир. В первые же дни он сказал мне: “Алан, ты слишком агрессивный бизнесмен, ты слишком быстро развиваешься”. Я сменил банк» , — вспоминает предприниматель.

К 2000 году Couche-Tard становится крупнейшей сетью продуктовых магазинов в Канаде — во владении корпорации находится 1 625 торговых точек, и предпринимает первые попытки выйти на топливный рынок, объединяя усилия с Irving Oil. В Квебеке появляются первые АЗС, на которых продукты продаются под брендом Couche-Tard, а топливо — Irving.

Затем компания начинает экспансию на рынок США, приобретая сеть розничных магазинов Bigfoot, а в 2003-м — Circle K, вторую по величине сеть розничных магазинов в США. В отличие от локальных канадских розничных сетей, Circle K становится первым брендом, широко известным за пределами американского континента. Сотни торговых точек Circle K открыты в Азии и Южной Америке по франшизе, например, компания Circle K Гонконг была основана еще в 1985 году. Известен бренд и благодаря массовой культуре — в магазине Circle K происходит действие подростковой научно-фантастической комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», в которой играет юный Киану Ривз.

На этом экспансия не останавливается — наоборот, в 2012 году Alimentation Couche-Tard Inc. приобретает скандинавскую компанию Statoil Fuel & Retail, ритейл-подразделение крупнейшей норвежской нефтегазовой компании Statoil. Стоимость сделки составила 2 миллиарда 600 миллионов долларов США. На момент сделки Statoil Fuel & Retail насчитывает 2 300 торговых точек на территории ЕС и России, и компания Алана Бушара становится одним из ключевых игроков на европейском рынке топливного ритейла.

Человеческий подход

Свою империю Алан Бушар построил не в одиночку — главным залогом успеха он называет правильных людей, причем речь не только о партнерах и топ-менеджменте. Он делает ставку на человеческий фактор, и благодаря этому компания Couche-Tard известна своей низкой «текучкой» кадров по сравнению со средним показателем в отрасли.

«Моя голова взорвалась бы, если бы я знал все, что происходит в моих магазинах. Доверие не исключает контроля: я доверяю сотрудникам, но устанавливаю механизмы контроля, — говорит Алан Бушар. — Когда я покупаю компанию с двумя сотнями магазинов, то не увольняю ни сотрудников, ни их начальников. Это обмен культурами, расширение прав и возможностей. Это не просто слова — это наше бизнес-мышление. Я лишь свидетель некоторых экспансий, и мне жалко смотреть, как некоторые компании в таких случаях назначают управляющим одного из своих топ-менеджеров. Он может иметь большое влияние в бизнесе, но он не местный, а, скажем, из Канады. Это большая ошибка» , — говорит Алан Бушар.

Из этого же подхода вытекает вторая особенность ведения бизнеса Бушара: децентрализация. К примеру, у бренда Circle K нет единого головного офиса — в разных странах он представлен разными компаниями. По словам Бушара, это связано с тем, что деньги делаются не в офисах, а в торговых точках.

«Здесь, в этом здании, нас 200 человек. Но это офис для отделения в Квебеке, который также поддерживает подразделение Quebec-Maritimes и общие сервисы. Мы называем это место «корпоративным», потому что на самом деле у нас нет штаб-квартиры. У нас аллергия на это. Я не хочу слышать по телефону: “Здравствуйте, главный офис”. У нас есть офисы поддержки, которые обслуживают магазины и менеджеров, — объясняет бизнесмен. — Вы знаете, где наши клиенты? Их нет в наших офисах. Они в магазинах» .

Couche-Tard сегодня

К 2017 году сеть Couche-Tard насчитывает 15 тысяч торговых точек по всему миру: 9,5 тысяч собственных и 1100 партнерских магазинов в Северной Америке, 2750 в Европе, 1750 в Азии, Африке и Латинской Америке. В Couche-Tard работает около 120 тысяч человек — сотрудниками компании можно населить небольшой город, например, канадский Кингстон, Спрингфилд в США или, допустим, Кисловодск и Серпухов. По результатам 2017 фискального года чистая прибыль компании составила 1 миллиард 209 миллионов долларов США. Общая капитализация Alimentation Couche-Tard Inc. составляет более 34 миллиардов долларов США. Корпорация с канадскими корнями сегодня - одна из крупнейших ритейл-сетей на планете.

Последнее крупное приобретение Couche-Tard — ирландская сеть Topaz Energy Group Ltd. и ее 444 автозаправочных станции. Однако наибольшие текущие изменения в компании связаны с повсеместной интеграцией бренда Circle K. Как объясняет исполнительный директор корпорации Брайан Ханнаш, внедрение единого глобального бренда делает компанию сильнее, укрепит культуру и поможет сфокусироваться на том, чтобы день клиентов компании стал немного лучше.

Circle K заменит существующие бренды Couche-Tard — Mac’s и Kangaroo Express, под которыми работают магазины в Северной Америке и Азии, и европейский бренд Statoil, под которым работают торговые точки в Скандинавии, странах Балтии и России, где сеть Couche-Tard состоит из 33 автозаправочных станций Statoil. 17 точек находятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 9 — в Мурманске и Мурманской области, 7 — в Псковском регионе. Фирменный бренд Couche-Tard сохранится только в провинции Квебек в Канаде, из-за специфики этого рынка.

Закрыть

Выбрать язык