We have placed cookies on your computer to help make this website better. You can change your cookie settings at any time. Otherwise, we'll assume you're OK to continue.

Continue

20.02.2018

От магазина на углу до торговой империи: как компания Couche-Tard завоевывает мир

Alimentation Couche-Tard, международная корпорация с канадскими корнями, начинала свою историю в 1980 году с единственного dépanneur: так в Квебеке называют небольшие продуктовые магазины, которые продолжают работать и поздно вечером, когда крупные супермаркеты уже закрыты. Сегодня Couche-Tard — это 15 тысяч торговых точек в обеих Америках, Азии и Европе, и в этом году компания выходит на российский рынок. Рассказываем о том, кто основал международную корпорацию и как Couche-Tard планирует покорять Россию.

Отец-основатель

Алан Бушар, один из ведущих международных экспертов в сфере розничной торговли, долларовый миллиардер, 11-й богатейший житель Канады и основатель Alimentation Couche-Tard Inc. — классический пример self-made man, который построил международную корпорацию исключительно благодаря своим предпринимательским навыкам и чутью. Его отец Жан-Поль Бушар тоже был бизнесменом — владел компанией по строительству дорог, но обанкротился, когда Алану было 10 лет. Семья переехала в дешевый сборный дом, шестерыми детьми стала заниматься мать, отец пропадал на трех работах. Помня о том, какой была жизнь до банкротства, Бушар-младший твердо решил, что тоже займется бизнесом.

«В десять лет я мечтал о том, чтобы иметь большое здание с большой буквой “Б” на фасаде. “Б” для “Бушара” , — говорит предприниматель. — Это была детская мечта, и я долго ее воплощал. Я хотел построить что-то мощное, поэтому не хотел рисковать и потерять все, как это сделал мой отец в свое время. Мне часто требовалось убедиться, что мы рассчитываем риски и развиваемся в управляемом темпе. Иногда мне все казалось слишком медленным. Но терпение — большое достоинство в бизнесе» .

Серьезную карьеру Алан начал в 19 лет в магазине молочных продуктов Perrette. Начав с позиции продавца, Алан со временем занял место управляющего, затем ему стали отдавать самые проблемные точки, и уже в 24 Алан стал директором округа и превратил компанию в крупную региональную торговую сеть из 80 розничных магазинов. Очень скоро он пришел к мысли о том, что «перерос» текущее место работы и перешел в Provigo, где занялся разработкой новой концепции розничной продуктовой сети Provi-Soir. Так же, как и на предыдущем месте работы, Бушар пошел по карьерной лестнице стремительно вверх и стал вице-президентом нового подразделения компании Provigo.

Проницательность и амбиции привели Бушара к мысли о том, чтобы самостоятельно выступить в роли розничного торговца. Свою первую собственную торговую точку он основал в Лавале (Квебек, Канада), и открытие магазина Couche-Tard стало первым в череде успешных решений — смелых поглощений, выгодных сделок и перспективных партнерств.

Бурный рост

Чтобы лучше понимать, в чем успех стремительного роста Couche-Tard, нужно лучше представлять сопутствующую обстановку. Средний житель Северной Америки совершает значительную часть своих покупок в «магазинчиках на углу» — по некоторым оценкам, доля розничной торговли в этом секторе достигает 40%, — а на семидесятые-восьмидесятые приходится золотой век подобных торговых сетей, которые активно открывали новые точки. Perrette и Provi-Soir захватывали рынок в Квебеке, в Онтарио росли сети Becker’s и Mac’s, и сеть Couche-Tard могла бы стать всего лишь одной из многих, если бы не чутье и богатый опыт полевой работы отца-основателя. Бушар-продавец понимал, как найти подход к покупателю, Бушар-менеджер — как правильно обустроить магазин и управлять командой.

«Все дело в том, чтобы экспериментировать, перемещать продукты, добавлять новые на стойку и полки. В Perrette мне разрешили заниматься магазинами, которые считались потерянным делом, которые собирались закрывать. Иногда в этих магазинах царила жуткая антисанитария, и я их всегда сначала очищал, все дезинфицировал, можно сказать спасал их», — рассказывает Алан Бушар.

Через пять лет у него было уже 11 магазинов, работающих под общим брендом Alimentation Couche-Tard, через десять лет их было 34, а к 1995 году — уже больше 300. Сеть активно расширялась за счет того, что Бушар приобретал сети конкурентов. В 1987 году Бушар приобрел сеть 7 Jours, с 1990 по 1999 — Mac’s/La Maisonnée, Silcorp Limited и своих бывших работодателей Perette и Provi-Soir (вместе с логотипом — подмигивающей совой). На первый план выходит Бушар-бизнесмен, который не боится принимать смелые решения.

«Худший совет мне тогда дал мой банкир. В первые же дни он сказал мне: “Алан, ты слишком агрессивный бизнесмен, ты слишком быстро развиваешься”. Я сменил банк» , — вспоминает предприниматель.

К 2000 году Couche-Tard становится крупнейшей сетью продуктовых магазинов в Канаде — во владении корпорации находится 1 625 торговых точек, и предпринимает первые попытки выйти на топливный рынок, объединяя усилия с Irving Oil. В Квебеке появляются первые АЗС, на которых продукты продаются под брендом Couche-Tard, а топливо — Irving.

Затем компания начинает экспансию на рынок США, приобретая сеть розничных магазинов Bigfoot, а в 2003-м — Circle K, вторую по величине сеть розничных магазинов в США. В отличие от локальных канадских розничных сетей, Circle K становится первым брендом, широко известным за пределами американского континента. Сотни торговых точек Circle K открыты в Азии и Южной Америке по франшизе, например, компания Circle K Гонконг была основана еще в 1985 году. Известен бренд и благодаря массовой культуре — в магазине Circle K происходит действие подростковой научно-фантастической комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», в которой играет юный Киану Ривз.

На этом экспансия не останавливается — наоборот, в 2012 году Alimentation Couche-Tard Inc. приобретает скандинавскую компанию Statoil Fuel & Retail, ритейл-подразделение крупнейшей норвежской нефтегазовой компании Statoil. Стоимость сделки составила 2 миллиарда 600 миллионов долларов США. На момент сделки Statoil Fuel & Retail насчитывает 2 300 торговых точек на территории ЕС и России, и компания Алана Бушара становится одним из ключевых игроков на европейском рынке топливного ритейла.

Человеческий подход

Свою империю Алан Бушар построил не в одиночку — главным залогом успеха он называет правильных людей, причем речь не только о партнерах и топ-менеджменте. Он делает ставку на человеческий фактор, и благодаря этому компания Couche-Tard известна своей низкой «текучкой» кадров по сравнению со средним показателем в отрасли.

«Моя голова взорвалась бы, если бы я знал все, что происходит в моих магазинах. Доверие не исключает контроля: я доверяю сотрудникам, но устанавливаю механизмы контроля, — говорит Алан Бушар. — Когда я покупаю компанию с двумя сотнями магазинов, то не увольняю ни сотрудников, ни их начальников. Это обмен культурами, расширение прав и возможностей. Это не просто слова — это наше бизнес-мышление. Я лишь свидетель некоторых экспансий, и мне жалко смотреть, как некоторые компании в таких случаях назначают управляющим одного из своих топ-менеджеров. Он может иметь большое влияние в бизнесе, но он не местный, а, скажем, из Канады. Это большая ошибка» , — говорит Алан Бушар.

Из этого же подхода вытекает вторая особенность ведения бизнеса Бушара: децентрализация. К примеру, у бренда Circle K нет единого головного офиса — в разных странах он представлен разными компаниями. По словам Бушара, это связано с тем, что деньги делаются не в офисах, а в торговых точках.

«Здесь, в этом здании, нас 200 человек. Но это офис для отделения в Квебеке, который также поддерживает подразделение Quebec-Maritimes и общие сервисы. Мы называем это место «корпоративным», потому что на самом деле у нас нет штаб-квартиры. У нас аллергия на это. Я не хочу слышать по телефону: “Здравствуйте, главный офис”. У нас есть офисы поддержки, которые обслуживают магазины и менеджеров, — объясняет бизнесмен. — Вы знаете, где наши клиенты? Их нет в наших офисах. Они в магазинах» .

Couche-Tard сегодня

К 2017 году сеть Couche-Tard насчитывает 15 тысяч торговых точек по всему миру: 9,5 тысяч собственных и 1100 партнерских магазинов в Северной Америке, 2750 в Европе, 1750 в Азии, Африке и Латинской Америке. В Couche-Tard работает около 120 тысяч человек — сотрудниками компании можно населить небольшой город, например, канадский Кингстон, Спрингфилд в США или, допустим, Кисловодск и Серпухов. По результатам 2017 фискального года чистая прибыль компании составила 1 миллиард 209 миллионов долларов США. Общая капитализация Alimentation Couche-Tard Inc. составляет более 34 миллиардов долларов США. Корпорация с канадскими корнями сегодня - одна из крупнейших ритейл-сетей на планете.

Последнее крупное приобретение Couche-Tard — ирландская сеть Topaz Energy Group Ltd. и ее 444 автозаправочных станции. Однако наибольшие текущие изменения в компании связаны с повсеместной интеграцией бренда Circle K. Как объясняет исполнительный директор корпорации Брайан Ханнаш, внедрение единого глобального бренда делает компанию сильнее, укрепит культуру и поможет сфокусироваться на том, чтобы день клиентов компании стал немного лучше.

Circle K заменит существующие бренды Couche-Tard — Mac’s и Kangaroo Express, под которыми работают магазины в Северной Америке и Азии, и европейский бренд Statoil, под которым работают торговые точки в Скандинавии, странах Балтии и России, где сеть Couche-Tard состоит из 33 автозаправочных станций Statoil. 17 точек находятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 9 — в Мурманске и Мурманской области, 7 — в Псковском регионе. Фирменный бренд Couche-Tard сохранится только в провинции Квебек в Канаде, из-за специфики этого рынка.

Закрыть

Выбрать язык